ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные нарушения письменной и устной речи.
Направления работы учителя-дефектолога ПКПП:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- пополнение активного и пассивного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- совершенствование навыков письма и чтения;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля
- Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно - педагогической помощи;
- Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному усвоению содержания образовательной программы общего среднего образования;
- Предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития обучающихся;
- Формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- Повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;
- Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
Вся система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.
Главные задачи:
- осуществлять углубленное психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
- создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- формировать общие способности к обучению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровне общего базового образования;
- повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;
- разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
- консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
Коррекционно-педагогическую помощь в 2018/ 2019 учебном году в ПКПП получают учащиеся, имеющие следующие речевые нарушения:
- артикуляторно-фонематическая дислалия ;
- дизартрия, общее недоразвитие речи;
- акустическая дисграфия;
- смешанная дисграфия;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Для прохождения психолого-медико-педагогического обследования ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи нужно иметь следующие документы:
- характеристика из учреждения образования, с датой написания и заверенную руководителем
- медицинская справка об осмотре ребенка специалистом (детским психиатром или психоневрологом) УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер». Отказ родителя (законного представителя) от прохождения медицинского обследования, является отказом от прохождения ПМПК и получения государственной коррекционно-педагогической помощи и специального образования.
-амбулаторная карта или выписка из амбулаторной карты ребенка (со сведениями из обменной карты роддома о протекании беременности, родов и первых 3-х лет жизни)
Психолого – медико – педагогическое обследование проводится в присутствии родителя (законного представителя) ребенка. В исключительном случае, родитель может оформить письменное разрешение на осмотр ребенка специалистами ПМПК в свое отсутствие.
УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер»:
ул. Советская, д.13
регистратура: 21 54 71
стол для справок: 21 54 72
Режим работы комиссии в ГУО «Центp коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района: по средам и пятницам с 9.00 до 13.00 с предварительной записью по тел. 51-02-68 по адресу: д. Клейники, ул.Центральная, 17/l
Важно: психолого-медико-педагогического обследование ЦКРОиР на новый 2019/2020 учебный год можно пройти 15.05.2019 в ГУО «СШ д. Б.Мотыкалы» в кабинете дефектолога №201
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- заключения ЦКРОиР
- заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.
Отчисление из ПКПП осуществляется приказом руководителя
учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:
- исправление нарушений физического и (или) психического развития;
- смена места жительства;
- перевод в иное учреждение образование;
- отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.
В ПКПП в первую очередь принимаются обследованные обучающие, поставленные в очередь в журнале, с нарушениями психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования или образовательной программы общего среднего образования.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ПКПП И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В НИХ
В соответствии с действующим Положением о ПКПП в учреждении образования пункт открывается при наличии не менее 4 групп детей с ОПФР, наполняемость которых составляет 5-6 человек в каждой группе.
Комплектование групп, подгрупп осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы следующие группы для обучающихся:
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) психогенного, соматогенного либо конституционального генеза:
Объединение и распределение по группам и подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводит учитель-дефектолог в период с 1 по 15 сентября текущего года.
Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
Продолжительность групповых занятий для обучающихся с ОПФР составляет 30-45 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий для обучающихся с ОПФР составляет 25-35 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий для обучающихся с ОПФР составляет 15-40 минут.
Периодичность посещения занятий обучающимися с ОПФР – 2-4 раза в неделю. При определении продолжительности занятий следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться соответствующими документами. Длительность индивидуальных занятий определяется в зависимости от структуры речевого нарушения. Перерыв между уроками и занятиями в ПКПП должен составлять не менее 30 минут,
Все изменения в расписании коррекционных занятий обязательно согласовываются с администрацией, при необходимости составляется и утверждается новое расписание.
Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.