Типичные ошибки, затрудняющие профилактику суицидов
Профилактика самоубийств должна начинаться, прежде всего, с развенчания «мифов», якобы объясняющих психологию людей, покончивших жизнь самоубийством. Некоторые из них, получившие наибольшее распространение, изложены ниже.
Заблуждение №1. Самоубийства совершаются в основном психически не нормальными людьми. Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких-либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учете в психоневрологических диспансерах состояло лишь около 20 % суицидентов и только 8-10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.
Заблуждение №2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Многие сомневаются относительно самой возможности предупреждения самоубийства. Суицидальные намерения, считают они, неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет остановить. Однако еще В.М. Бехтерев (1912 г.) отмечал, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Н.Л. Бердяев подчеркивал, что самоубийцы - это люди с «ободранной кожей», т. е. суицид - это «крик о помощи». Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь: все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.
Заблуждение № 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. По данным исследований, 3/4 людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20 % суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.
Заблуждение № 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве. В практике педагогической деятельности имеет место упрощенное понимание возможности предупреждения суицидального происшествия. Считается, что, если ребенок будет загружен работой и за ним будет осуществляться жесткий контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой «профилактики» выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что приводит к истощению психо-физиологических ресурсов организма, еще больше повышая вероятность суицидальных попыток.
Заблуждение № 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно. Барьером для профилактики самоубийств является распространенное в педагогической практике мнение, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: «заглянуть в душу», познать внутренний мир обучающегося действительно очень сложно. Но такие возможности у педагога, как правило, имеются.
Заблуждение № 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству». Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации ее личностной оценки как непереносимой.
Заблуждение № 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Педагогические работники должны знать «знаки беды», т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.
Заблуждение № 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.
Заблуждение № 9. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит снова. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность - в первые два месяца. Суицид - акт преднамеренной смерти, направленный на самого себя. Он может произойти не только где-то рядом, по соседству, но даже в вашем образовательном учреждении. Вот почему очень важно, чтобы каждый педагог имел представление об этом и знал, что можно сделать, если кто-то стоит на грани самоубийства. Помните: не бывает, чтобы человек совершил самоубийство, не раскрыв своих чувств, не изменив своего поведения. Поэтому работники учреждений образования должны уметь вести повседневную профилактическую работу с обучающимися по профилактике суицидов, уметь распознать «знаки беды» и оказать первичную помощь суициденту в кризисной жизненной ситуации, тем самым спасти своего сотрудника, коллегу.
ЗАПОМНИТЕ!!! Люди совершают суицид, когда не видят путей решения своих проблем после неудачных попыток их решения при обострении чувства безнадежности.
Рекомендации педагогам по проведению беседы с подростком,
размышляющим о суициде:
• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
*одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, может привести к конструктивным способам ее решения; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Правила общения с человеком с суицидальными мыслями
1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).
2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.
3. Будьте заинтересованы в судьбе этого человека и готовы помочь.
4. Оцените его внутренние резервы – найдите их.
5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение.
6. Не оставляйте в одиночестве.
7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору.
8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту.
10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих.
12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность.
14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.
15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив.
Если в ходе беседы подросток пессимистически оценивал будущее, активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО НАПРАВИТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Памятка для педагогов «Маркеры суицидального состояния»
*Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»,
*Фиксация на теме смерти в литературе и живописи;
*Частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида;
*Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (сбор таблеток, отравляющих веществ);
*Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;
*Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
*Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния;
*Чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния).
*Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», потеря перспективы будущего;
*Необычное, для этого человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых.
*Злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
*Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
*Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
*Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
*Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)