Лекционный материал по профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
Социальный ролик: "У наркотиков всегда есть время для ваших детей. А у вас?"
О вреде наркотиков
Как же проникает в дом эта беда?
Иногда очень простым способом. Возле школ, во дворах, на дискотеках появляются «доброжелательные люди», которые предлагают ребятам попробовать те или иные наркотические снадобья. Они обязательно расскажут тебе, какие замечательные ощущения ты при этом испытаешь. Это распространители наркотиков — люди, которые специально ищут малолетних глупцов, чтобы приучить их к наркотическим средствам.
Ни в коем случае не соглашайся
испытать на себе действие наркотиков!
А ещё ты обязательно должен запомнить, как вести себя, если тебе кто-то предложит что-нибудь «вкусное, от чего можно получить несказанное удовольствие»:
• не бери из рук незнакомых людей даже угощение: в нём могут быть наркотики;
• если ты знаешь о том, что кто-то продаёт или распространяет наркотики, обязательно сообщи об этом взрослым;
• к любому наркотику организм человека привыкает очень быстро, а вот избавиться от наркотической зависимости чрезвычайно трудно, иногда — просто невозможно.
Запомни!
• Наркомания — смертельно опасная болезнь.
• Жизнь наркомана очень коротка.
• Наркоманы часто заражаются друг от друга опасными и неизлечимыми болезнями: СПИДом, гепатитом и др.
• Наркотики сильно действуют на организм человека.
Последствия употребления наркотиков очень страшны, и, в большинстве случаев, непоправимы. Человек даже не успевает осознать всей опасности наркотика, как он уже находится в системе – раз за разом употребляя наркотик. Привыкание к наркотическому веществу происходит очень быстро – от одной недели до одного месяца.
В самую первую очередь последствия употребления наркотиков ощущает на себе организм человека. Состояние здоровья наркомана ухудшается с каждым новым приемом дозы, очень сильно страдают внутренние органы человека. Так же зависимый теряет аппетит, сон, у человека наступает истощение, упадок сил, пропадает иммунитет. Зависимого преследуют психозы, депрессии, психологические и психические изменения настолько страшны, что словами их просто не описать. Так же наркомания очень сильно влияет на желудочно-кишечный тракт: у человека появляется регулярная диарея, тошнота, рвота. Так же сильно страдает сердечно-сосудистая система, печень, почки, мышечный тонус ослабляется, появляются заболевания легких, кариес. Человек очень легко может заработать себе ВИЧ или гепатит.
С каждым новым употреблением наркотика человеком, который совсем недавно попробовал наркотическое вещество впервые, у него развивается психологическая зависимость. Чаще всего, физическая в этот момент уже присутствует. Все приходит к тому, что человек не может прожить без наркотика ни физически, ни психологически.
- На физическом уровне человеку очень плохо из-за того, что организм привык к наркотику и от недостатка он не может нормально функционировать. Человека буквально ломает, наркоману очень сложно пережить самостоятельно данный период времени.
- На психологическом уровне человеку тошно даже от самого себя. У него возникают психозы, раздражительность, депрессии. Наркоман не может нормально общаться, работать, разговаривать, он действует агрессивно и готов пойти на что угодно, лишь бы достать очередную дозу наркотического препарата.
Если человек не получает очередной дозы наркотика, то он испытывает тяжелые физические и нравственные страдания, которые никогда не сможет ощутить и понять здоровый человек. Все это – замкнутый круг наркомании, из которого самостоятельно удается выбраться только единицам.
Как личность зависимый человек полностью деградирует. Это очень заметно близким и родным зависимого человека. Наркоман теряет все нравственные качества, он изворачивается, ворует и лжет, пресмыкается, унижается – и все это лишь ради очередной дозы. Кроме того, у зависимого человека наблюдаются ухудшение памяти, он не может самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за что-либо.
Если зависимый человек остается со своей проблемой один на один – он впадает в отчаяние. Очень редко люди самостоятельно решаются обратиться за помощью в наркологическую клинику. Зависимый человек пытается бросить наркотики, мучается от наркотической абстиненции и снова возвращается к употреблению наркотика. Человек впадает в отчаяние и не может больше бороться со своей зависимостью. В таком состоянии наркоман может даже пойти на суицид, так как он считает, что его жизнь кончена, он никому не нужен, а лечение ему уже не поможет. Наркозависимый, как правило, в это время принимает наркотик не для того, чтобы получить удовольствие, а для того, чтобы просто чувствовать себя удовлетворительно.
ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ЭТИМ, ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОПРОБОВАТЬ ЧТО-ЛИБО В КОМПАНИИ.
МОЖЕТ НЕ СТОИТ ПОДВЕРГАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ТАКОЙ ОПАСНОСТИ.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Здесь мы приводим наиболее типичные признаки употребления конкретных наркотиков, т. е. что происходит с наркоманом в результате приема того или другого наркотика. Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на укроп зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что это значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете понять, что беда постучала в ваши двери
Итак, общие признаки употребления наркотических веществ:
- внешний вид и поведение в той или мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;
- изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
- изменение настроения: беспричинное веселье смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
- изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
- изменение координации движений: их плавность скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
- изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
- блеск глаз;
- сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
- изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
- изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.
А теперь перечислим частные признаки, возникающие при употреблении определенных наркотиков.
При употреблении конопли — у наркомана расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту. Наркоман подвижен, весь в движении. Речь ускоренная, торопливая. Очень верный признак – зверский аппетит, обычно на исходе опьянения.
При приеме опиатов — сонливость, в самые неподходящие моменты, может забыть, о прикуренной сигарете и обжечься, либо выронить ее, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре. Речь наркомана медленная, он растягивает слова, может по несколько раз говорить об одном и том же. В этом состоянии он добродушен, спокоен, если ему ничего не мешает. Очень верный признак – зрачок, который необычно узкий, не реагирует на свет, т.е не расширяется. Кожа — бледная, но губы могут быть припухшими покрасневшими. Сильно снижена болевая чувствительность. Общий признак- это нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно встает (если есть наркотик или деньги).
При приеме психостимуляторов — наркоман необычайно оживлен, стремителен в действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте. Очень быстро говорят, перескакивают с одной темы на другую. Расширенные зрачки. Быстро выполняют все дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него, го он может находиться в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды психостимуляторов сильно повышают половое желание наркомана, поэтому часто психостимуляторы употребляют вдвоем с женщиной. Наркоманы ¿могут по несколько часов заниматься каким-то одним делом, к примеру убираться дома.
При приеме галлюциногенов — признаки вытекают из названия, разнообразные галлюцинации – визуальные, когда наркоману видятся разные животные – крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол и ему кажется, что там болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним разговаривать и т. п., слуховые галлюцинации – когда наркоману слышаться голоса, что кто-то с ним говорит, наркомат может говорить с этим “кто-го”. При длительном употреблении или при прекращении приема часто бывают депрессии, психозы.
При приеме снотворных препаратов – похоже на алкогольное опьянение. Речь невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту. Координация движений нарушена. При приеме некоторых снотворных препаратов в больших дозах могут быть галлюцинации.
При приеме летучих наркотически действующих веществ – тоже напоминает алкогольное опьянение, шумное вызывающее поведение. От ребенка пахнет ацетоном бензином, клеем “Момент”. Часто бывают галлюцинации, из-за них подростки и начинают употреблять, галлюцинации они называют «мультиками».
Методы по выявлению несовершеннолетних, склонных к злоупотреблению или употребляющих психоактивные вещества
Общие признаки употребления наркотиков и токсических веществ
-изменения внешнего вида и поведения, в той или иной мере напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;
-изменение сознания: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
-изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость;
-изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз или их мутность, сильное суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет; изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
-изменение двигательной активности: повышенная (оживленная) жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или же наоборот: обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
-изменение координации движений: нарушения их плавности, скорости, соразмерности (размашистость, резкость, неточность); неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно при закрытых глазах); нарушения почерка.
Перечисленные признаки наиболее выражены в развернутой стадии заболевания, т.е. они могут быть представлены не все, быть стертыми, мало выраженными.
Кроме этих признаков следует обратить внимание на такие проявления как:
- резкое снижение успеваемости;
-потеря интереса к старым увлечениям – спорту, коллекционированию, чтению, музыке;
- участившиеся прогулы занятий;
- различного рода противоправные действия;
- кражи;
- частые резкие и непредсказуемые смены настроения;
-раздражительность, нигилизм, агрессивно-критическое отношение к обычным ситуациям и событиям;
- нарастающая лживость;
- интерес к разговорам о наркотиках;
-частые синяки, порезы, ожоги от сигарет, не находящие удовлетворительного объяснения;
- убежденное отстаивание свободы употреблять наркотики.
Данные об изменениях поведения учащихся могут быть получены в ходе целенаправленных, в плане наркологической настороженности, индивидуальных систематических бесед классных руководителей с родителями учащихся. Особенности поведения учащихся выявляются также при проведении обследования их бытовых и семейных условий на дому. Факты, говорящие об измененном поведении, должны фиксироваться классными руководителями. Вместе с тем, следует иметь в виду, что у определенной части подростков-наркоманов внешне вполне благополучные семьи.
Алгоритм проверки информации об употреблении обучающимся ПАВ.
- Изучение личностной и социальной зрелости школьника – возможного потребителя психоактивных веществ;
- Изучение ближайшего, в том числе семейного, окружения данного учащегося;
- Развенчивание ложного авторитета взрослости у лица (подростка), потребляющего ПАВ, что является не только предметом общей профилактики наркомании, но и задачей индивидуальной работы с самим потребителем ПАВ.
Методика оценки предрасположенности подростка к потреблению одурманивающих средств.
Данный тест позволяет выявить предрасположенность подростка к употреблению токсических или наркотических веществ, не констатируя факт потребления подобных веществ.
Тест могут использовать педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, отмечая наблюдения за обучающимися, при определении «группы риска» возможного возникновения зависимости от ПАВ.
Инструкция: Ответьте «Да» или «Нет» на каждое из 9 утверждений, основываясь на длительном наблюдении и изучении личного дела обучающегося.
- Низкая устойчивость к физическим перегрузкам и стрессам.
- Неуверенность в себе, низкая самооценка.
- Трудности в общении со сверстниками на улице.
- Тревожность, напряженность в общении в образовательном учреждении.
- Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.
- Избыточная зависимость от друзей, легкая подчиняемость мнению знакомых, некритическая готовность подражать образу жизни приятеля.
- Отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.
- Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.
- Отягощенная наследственность – заболевания отца (матери) наркоманией или алкоголизмом.
Обработка и интерпретация результатов.
За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять баллов. За ответ «Да» на любой из вопросов 6, 8 – по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 – по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы – 0 баллов.
Сумма менее 15 очков означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.
От 15 до 30 очков – средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.
При результате свыше 30 очков следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.
Последовательность действий педагога и администрации образовательного учреждения при подозрении злоупотребления ПАВ обучающимися
Действия педагога образовательного учреждения, при подозрении нахождения обучающегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у обучающегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
Немедленно поставить в известность администрацию школы.
Срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.). Помните, за жизнь и сохранность здоровья ребенка в образовательном учреждении несет ответственность администрация образовательного учреждения.
Действия педагога при возникновении подозрения периодического употребления несовершеннолетним наркотиков
Если Вы подозреваете обучающегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:
Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.
При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.
Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Действия психолога или классного руководителя (лицо, которому может довериться обучающийся) при подозрении употребления ПАВ несовершеннолетним.
Если вы подозреваете, что обучающийся употребляет наркотики – не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его. Возможно, Вы единственный человек кому ребенок может довериться. Основные правила:
Предоставляйте подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. При первом контакте избегайте репрессивной и осуждающей тактики, постарайтесь убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью.
Укажите на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщите, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
Не разглашайте информацию о проблемах подростка другим педагогам и обучающимся, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. Тем не менее, сообщить администрации школы и родителям Вы обязаны.
При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ необходимо точно знать: Какова ситуация в его семье? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его социальное окружение по месту жительства?
Необходимо иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях
Что необходимо знать родителям и педагогам. Самые распространенные среди молодежи наркотики — «соли», «меф». Это связано с его воздействием на потребителя: эффект длится от 20 минут до нескольких часов и относительной дешевизной. Как привило, разовая доза для наркомана со стажем составляем 0,1 грамма. Данный вид особо опасного психотропного вещества поступает к потребителю в виде реагента (концентрата). Этот реагент — кристаллический порошок, похож на обычную соду, сахарную пудру. Цвет может быть любым. Самый распространенный способ употребления наркотика — маленькая пластиковая бутылочка с дыркой (если такие бутылочки с прожженной дыркой находят в туалетах, это самый верный признак того, что употребляют наркотики), так же курят через разные трубочки (пипетки). Их, как правило, держат при себе. Зачастую, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке). В связи с тем, что дозу наркотика невозможно просчитать (разные продавцы, составы, формулы, концентрация) возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и могут привести к летальному исходу. Подростки начинают пропускать уроки, пары, снижается успеваемость. Все время лгут. Появляются новые друзья, о которых не рассказывают. Появляется раздражительность, уходят от любых серьезных разговоров, от контакта с родителями, отключают телефоны. При постоянном употреблении становится очевидной деградация: думают долго, имеют неопрятный внешний вид, постоянно просят деньги, залезают в долги, начинают в тайне от родителей «выносить» и продавать ценные вещи из дома, теряют чувство реальности, развивается паранойя. Употребление наркотиков — частая причина подростковых суицидов. Как правило, выходят из окон. Это не значит, что подросток хотел свести счеты с жизнью, возможно, он просто хотел полетать. Сверстники, одноклассники, которые начинают торговать наркотиками в школе, сразу же становятся заметны, у них появляется другие телефоны, планшеты, ноутбуки, они лучше одеваются. Ни один из употребляющих психотропные вещества, не считает себя наркоманом. У него напрочь отсутствует самокритика, у них трудно идет мыслительный процесс, они общаются только с себе подобными, поэтому убеждены, что курят все. Сначала хватает одного, двух раз в неделю. Затем увеличивается как частота употребления, так и доза. Далее, становится тяжелее достигнуть желаемого эффекта и они начинают употреблять чаще, ежедневно. Опасность этих наркотиков заключается в простоте употребления (нюхают, реже курят, разводят в любой жидкости и пьют, и самое страшное – колют в вену). Очень сложно просчитать дозу и при передозировках «солями» процент летального исхода значительно выше, чем при передозировках традиционных наркотиках. Данный вид наркотика обладает сильнейшим воздействием на психику, человек стремительно деградирует, и деградация эта имеет необратимые последствия. Основные признаки лица, употребляющего психотропные вещества: - дикий взгляд; - обезвоживание; -тревожное состояние (ощущение, что за тобой все следят, что за тобой пришли); - дефекты речи (судорожные движения нижней челюстью, гримасы); - отсутствие аппетита; - галлюцинации (как правило, слуховые); - жестикуляция (непроизвольные движения руками, ногами, головой); - полное отсутствие сна; -невероятный прилив энергии (желание двигаться, что-то делать, все действия, как правило, непродуктивны); -желание делать какую-либо кропотливую работу (как правило, начинают разбирать на составляющие сложные механизмы); - возникает бредовые идеи (например, поуправлять миром). И всё это сопровождается искренним гонором, высокомерием и полным отсутствием самокритики. Позднее – резкая потеря веса (за неделю до 10 кг.). Вне приёма наркотиков – чрезмерная сонливость (спят по несколько суток). Сильный упадок настроения, депрессия, суицидальные настроения. Неопрятный внешний вид. Спустя время лицо покрывается угревой сыпью и прыщами. Часто опухают конечности и лицо. Резкий спад интеллектуальных возможностей, и постоянное вранье. Зачастую, наркоман, попробовавший «соли», уже не может обходиться без них и постоянно испытывает невероятный дискомфорт и беспокойство, если наркотика нет при себе. По существующим признакам можно судить об употреблении наркотиков. Но проблема для родителей заключается в том, чтобы узнать, являются ли изменения в поведении их ребенка следствием сложного переходного возраста, или же результатом употребления наркотиков. Если опасения родителей находят все больше и больше подтверждений, необходимо найти в себе силы поговорить с родным человеком спокойно, суметь убедить его обратиться за помощью к специалистам. Помощь нужна как пациенту, так и его близким. Сегодня есть средство первичной диагностики – экспресс-тесты. Здесь высокая точность определения сочетается с простотой контроля результатов анализа. К тому же тестирование можно проводить во внелабораторных условиях. Для родителей немаловажным будет изучение переписки своих детей в социальных сетях. В ходе осмотра компьютера, телефона обращайте внимание на ярлыки некоторых смс-мессенджеров (Telegram, ViPole, Jabber) и программ (Tor). Данные программы могут свидетельствовать о том, что Ваш ребенок интересуется чем-то противозаконным и это должно явиться поводом к открытому разговору между Вами. Еще одним фактором может явиться то, что ребенок ставит пароли, графические ключи доступа к своим гаджетам, а также к некоторым программам. Родителям же необходимо знать коды доступа и время от времени изучать переписку. Значимым показателем может быть то обстоятельство, что ребенок перестает просить у родителей карманные деньги, ему не надо пополнять баланс мобильного телефона (будет не лишним заказать детализацию как звонков и интернет-трафика, так и изучить детализацию пополнения баланса мобильного телефона. Либо же он просит реквизиты банковской карты для перечисления на нее денежных средств под благовидным предлогом. Более частыми становятся групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Все это приводит к определенному росту распространенности наркотиков среди части молодежи и требует немедленных широких и четких мер противодействия. Последствия употребления Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки. Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов. Реакция центральной нервной системы. Воздействие на нее компонентов дыма миксов зависит от состава смеси. Реакция курильщиков весьма многообразны: эйфория, беспричинный смех или плач, нарушения способности сосредоточится, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись «на прогулку» через окно 8-го этажа, срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу. Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность. Появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что курительные смеси вызывают наркотическую зависимость. Токсические реакции. Дозировать поступление в организм сильнодействующих веществ с ароматическим дымом невозможно, что может вызвать непредсказуемые эффекты – тошноту, рвоту, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, нарушения сознания вплоть до комы. Медицинские: -тяжелые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток; - развитие психической и физической зависимости, как и при употреблении других видов наркотических средств, психотропных веществ; -поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения); -психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности; -снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек); - риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.; - поражение сердечно - сосудистой системы; - отравление от передозировки, смерть. Социально – психологические: -нарушение социальных связей: потеря семьи, друзей; -потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность управления транспортом, получения разрешения на приобретение оружия; -связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления; -разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, ослабление воли, потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество. Заключение Принимая во внимание тот факт, что профилактика наркомании должна происходить всеми доступными и возможными способами и методами, в 2019 году Министерством внутренних дел Республики Беларусь во взаимодействии с общественными организациями вводит в работу информационный ресурс POMOGUT.BY, основной целью которого является профилактика наркомании и практическая помощь наркозависимым лицамonline. На указанном интернет-портале содержится актуальная информационно-справочная информация для родителей о тактике и методике выявления несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков, наступающей ответственности за их незаконный оборот, перечень специальных организаций, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии. Кроме того, в круглосуточном режиме работает онлайн-консультант. Если Вы увидели, как кто-то фотографирует заборы, участки местности (камни, плиты, металлические конструкции), увидели, как кто-то что-либо кладет в потайные места, - мы просим Вас, незамедлительно сообщайте о данных фактах в ОВД всеми доступными способами. |