Правила эффективного сотрудничества
школы и семьи во имя личностного развития школьника
- Любите!
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Учите!
- Доверяйте!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Памятка по эффективному информированию родителей
*Детально изучите информационные потребности родителей (используйте систему педагогического мониторинга).
*Разделите весь объем информации на смысловые блоки (например, общая информация, информация для групп родителей, информация для отдельных родителей). Продумайте способы и формы предъявления информации каждого блока.
*Предоставляйте информацию на языке, понятном родителям.
*Всегда предлагайте родителям только достоверную и точную информацию.
*Никогда не предъявляйте негативную информацию о ребенке публично.
*Помните, что нецелесообразно информировать родителей о конфликтах внутри педагогического коллектива, о заболеваниях педагогов, их личных доходах, семейном положении.
Правила подготовки эффективного
родительского собрания
- Выбирайте актуальную тему собрания.
- Четко формулируйте цель данного собрания.
- При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
- Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
- Перед родительским собранием проведите микроисследования.
- Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
- Подготовьте решение собрания.
- Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.
Советы психолога по проведению родительского собрания
=Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
=Длительность собрания не более 1,5 часов.
=Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
=Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
=Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
=Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
=Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
=Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
=В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
=Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
=Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
Психолого-педагогические правила
эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся и установления контактов с семьей.
Первое правило
В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны
Второе правило.
Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило.
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель — лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило.
Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель
Памятка по работе с «трудными» родителями
- Четко определите для себя цель посещения данной семьи.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
- Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.
- Оказывайте помощь в установлении контактов семьи с окружающими.
- Соблюдайте этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
- Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.).
- Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.